100 дней Мособлдумы

Обновленный после выборов состав Московской областной Думы проработал 100 дней. По существующей традиции принято подводить первые итоги: насколько эти три месяца оправдали те ожидания, которые возлагаются на региональный парламент жителями Московской области.

 Политика уходит на второй план

Первым шагом к обновлению стала смена председателя. Занимавший этот пост Валерий Аксаков был командирован представителем Мособлдумы в Совет Федерации. В обратном направлении последовал Игорь Брынцалов, кандидатура которого на пост спикера была выдвинута единороссами. Еще до начала голосования в кулуарах обсуждалось, что перед будущим председателем стоит весьма непростая задача: в условиях обострившейся политической конкуренции объединить представленные в Думе партии для законотворческой работы. Высказывались сомнения, что реализовать задуманное Игорю Брынцалову окажется по плечу, потому что коммунисты и справедливороссы уйдут в конфронтацию из-за политического бэкграунда кандидата. На тот момент Игорь Брынцалов являлся секретарем политсовета регионального отделения “Единой России”. В середине января он сложил полномочия, сохранив место в политсовете.

Однако результат тайного голосования — 47 голосов “за” при двух воздержавшихся — показывает, что фракции КПРФ, “Справедливой России” и впервые прошедшую в парламент ЛДПР удовлетворили договоренности, достигнутые в ходе предварительных консультаций. В свою очередь, Игорь Брынцалов, официально став председателем, во всех дебютных интервью подчеркивал, что “политические пристрастия в работе депутатов второстепенны, на первый план должны выйти интересы избирателей”. По его словам, в ходе предвыборной конкуренции все будущие депутаты много встречались с жителями, собирали наказы, и “теперь пришло время реализовывать то, что обещали”.

Первым подтверждением слов о политической беспристрастности стало распределение комитетов. Три из восьми — по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации; по местному самоуправлению; по делам молодежи, спорта и туризма — возглавили представители ЛДПР, КПРФ и СР соответственно. Кроме того, руководители каждой из фракций, в соответствии с новой структурой, стали вице-спикерами.

 Усиление состава

Состав Мособлдумы 5-го созыва претерпел серьезные качественные изменения. Прежде всего, это касается фракции “Единая Россия”. Вобрав в себя представителей от Народного фронта, она перестала быть чисто партийной структурой — теперь в ее составе высок процент беспартийных.  К тому же значительная часть депутатов, сформировавших фракцию, была избрана не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Это неизбежно приведет к усилению внутренних дискуссий, а значит, поспособствует качественному улучшению законодательной работы. Имея 28 мандатов из 50, единороссы, как и в прежнем созыве, могут принимать законы техническим большинством. И сильные и независимые депутаты внутри фракции — дополнительная страховка от непродуманных действий.

Говоря о кадрах, нельзя обойти вниманием и переход в Думу двух экс-министров регионального правительства: Аллы Качан (экологии и природопользования) и Вячеслава Крымова (экономики). В ходе предвыборной борьбы оппоненты заявляли, что для чиновников такого ранга депутатские кресла станут почетной и необременительной пенсией «за заслуги». Однако в реальности дело обстоит совсем иначе. Например, Вячеслав Крымов, возглавив Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике, с первых дней включился в активную работу: собирал «круглые столы», выступал с законотворческими инициативами, охотно общался с журналистами. Примечательно, что Крымов не снизил активность даже в предшествующий выборам президента месяц. В отличие от большинства своих коллег, которые в феврале были больше сконцентрированы на популяризации кандидатов, выдвинутых от партий.

 Сначала — поговорить

Политический календарь объективно притормозил законотворческий процесс в Мособлдуме в первую стодневку. Начавшаяся еще осенью предвыборная кампания с перерывом на новогодние каникулы растянулась до марта. И депутаты, будучи ударным звеном своих партий, значительную часть времени провели на агитационных встречах с избирателями. Тем не менее, спикер Игорь Брынцалов на вопрос о деятельности в этот период перечисляет множество уже рассмотренных документов. Наиболее значительным среди них является одобренный проект закона «O Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года».  «Принятие Стратегии  даст возможность региону   реализовать долгосрочные проекты», — подчеркивает Игорь Брынцалов.

Председатель Мособлдумы говорит о намерении устраивать до начала депутатских слушаний важных законопроектов публичные обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон. В прежние годы парламентарии, приняв очередной документ, были вынуждены неоднократно к нему возвращаться и вносить корректировки и уточнения. Получится ли прекратить эту практику “доделывать на ходу”, покажет время. Во всяком случае, успешный опыт подобных консультаций с представителями общественных организаций и экспертным сообществом уже есть. Например, в ходе работы над проектом бюджета и законом о защите животных.

Дума нового образца демонстрирует повышенное внимание к обращениям граждан. Например, по итогам традиционного ежегодного отчетного доклада регионального Уполномоченного по правам человека Игорь Брынцалов распорядился распределить все 15 тысяч жалоб по профильным комитетам. Поставлен весьма жесткий срок: до конца квартала должны быть подготовлены экспертные заключения и законодательные инициативы.

 Что дальше

Будущее Московской областной Думы во многом будет зависеть от того, как сложатся отношения парламентариев с новым губернатором. Как известно, действующий глава региона Борис Громов попросил президента не рассматривать его кандидатуру. Очевидно, что преемник Громова будет как минимум на первых порах проигрывать спикеру Мособлдумы Игорю Брынцалову в знании проблематики региона и связях с районами и муниципалитетами. И смогут ли два политика сразу найти общий язык — большой вопрос. Известно множество примеров, когда спикер регионального заксобрания и губернатор занимают откровенно враждебные позиции, что негативно сказывается как на законодательной, так и на исполнительной власти.

Впрочем, риск такого развития событий на территории Московской области откровенно не велик. Закон о выборах губернатора пока не вступил в силу, и глава администрации Подмосковья будет выбран в Кремле. А значит, и он, и председатель Мособлдумы априори будут принадлежать к одному политическому лагерю и найти общий язык им будет проще.

 

Вторник 27 Мар 2012 в 16:24



Copyright © 2011 - 2017 Реутовское городское местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Все права защищены. При полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна.